пятница, 23 апреля 2021 г.

Маркировка мяса по ГОСТу в РФ

Маркировка мяса – это нанесение на потребительскую или транспортную тару информации, которая дает возможность покупателям и контролирующим органам идентифицировать товар, сформировать мнение о его качественных характеристиках и составе. Перечень данных, которые должны присутствовать на упаковке, установлен техническими регламентами ЕАЭС. Реализация продукции с неверно составленной этикеткой является административным правонарушением.

Общие правила маркировки мяса

Маркирование продуктов – это обязанность их изготовителей (если производство ведется в одном из государств ЕАЭС) или поставщиков иностранных товаров. Законодательно установлено, что этикетка должна отвечать следующим базовым требованиям:

  • разборчивость текста и рисунков на упаковке;
  • нанесение текста и изображений контрастным шрифтом по отношению к фону этикетки;
  • читаемость информации, ее сохранность весь период годности продукции;
  • достоверность приведенных данных;
  • устойчивость текста под действием внешних факторов.

Установлено, что маркировка должна содержать точную и достоверную информацию, которая подтверждена результатами исследований, измерений, тестов. Реализация товара с неверными, ложными сведениями на потребительской таре является административным нарушением, которое карается по ст. 15.12 КоАП РФ. На предпринимателя налагается административный штраф, партия товара подлежит изъятию.

Какие сведения размещаются на этикетке?

Мясо относится к категории продуктов питания, поэтому его маркирование проводится с учетом положений профильного технического регламента 022/2011. На упаковке должны присутствовать следующие сведения:

  • наименование продукта;
  • полный состав;
  • масса;
  • дата изготовления;
  • период и условия хранения (если после открытия упаковки период хранения сокращается, об этом должно быть указано дополнительно);
  • данные о его изготовителе и импортере (названия, адреса местонахождения);
  • рекомендации по приготовлению продукта, по его использованию (при необходимости);
  • пищевая ценность мясопродукта (включает значение калорийности, показатели содержания БЖУ, витаминов и микроэлементов);
  • данные о наличии в изделии ГМО-компонентов;
  • знак «EAC».

По своему усмотрению производитель (поставщик) вправе указать на упаковке дополнительные сведения, например, прописать номер ТУ, СТО или ГОСТ, в соответствии с которыми выпускается товар, разместить свой товарный знак, знак качества систем добровольной сертификации и т.д.

Установлено, что информация на этикетку наносится на русском или на языке того государства ЕАЭС, куда будут совершаться поставки продукции. Сведения могут быть представлены сразу на двух языках, но в этом случае содержание текстовых блоков должно быть полностью идентичным.

Дополнительные требования к маркированию мяса по ТР ТС 034/2013

В отношении мяса и мясных продуктов действует профильный технический регламент 034/2013. Им установлены следующие дополнительные требования к нанесению маркировки:

  1. Этикеточная надпись, которая отражает дополнительные свойства продукта (например, «халяль», «мраморная говядина»), должна отвечать положениям ТР ТС 022/2011.
  2. Недопустимо использование для мясопродуктов общего назначения собственных наименований производителя, которые создают у покупателей ассоциации с детскими товарами (например, «Малыш», «Крепыш»).
  3. Нельзя использовать наименования продукции, тождественные тем, что установлены действующими ГОСТами, если мясопродукт не производится в рамках положений этой нормативной документации.
  4. Запрещено использовать на этикетке указание на то, что изделие создано из охлажденного сырья, если при изготовлении использовались компоненты в другом термическом состоянии.
  5. На упаковке должно присутствовать обозначение группы, типа изделий (например, «продукт из шпика», «консервы» и т.д.).
  6. Если в составе товара присутствует вода в любом виде (лед, рассол, бульон и т.п.), то об этом должно быть указано на упаковке.
  7. Если в рецептуру изделия входят комплексные пищевые добавки, то на этикетке прописывается их компонентный состав.

Для отдельных видов мясных продуктов установлены специальные правила маркирования. Например, на тушах и отрезах должно быть нанесено ветеринарное клеймо, которое содержит всю необходимую информацию в соответствии требованиям ветеринарного законодательства. Дополнительно допускается нанесение товароведческого клейма. В товаросопроводительной документации должно быть указано, из какого животного получен отрез, из какой его анатомической части, сведения о термическом состоянии изделия.

При реализации субпродуктов на транспортную тару должно быть нанесено ветеринарное клеймо, маркировка должна содержать информацию о термическом состоянии товара, сведения о его категории. На колбасных изделиях дополнительно указывается их категория и (или) сорт, тип продукта (например, «сосиски», «сардельки»).

Помимо обязательной информации, изготовители (поставщики) могут разместить на этикетке любых видов мясной продукции цифровой код Дата Матрикс, который представляет собой комбинацию черных и белых элементов или элементов разной степени яркости. В нем в зашифрованном виде содержится информация о движении товара от производителя до конечного потребителя. Сведения становятся доступны путем наведения сканера. Использование таких кодов станет обязательным для предпринимателей к 2024 году, но уже сейчас бизнесмены вправе присоединиться к инициативе, чтобы освоить новые алгоритмы работы.

Узнать подробнее об обязательной маркировке мясопродуктов и получить помощь в оформлении их этикетки можно на портале znak.store.




Комментариев нет:

Отправить комментарий